A A A K K K

Веб-портал працює в тестовому режимі. Зауваження та побажання направляйте на адресу press@spfu.gov.ua

Разработан законопроект о брокерской деятельности в сфере недвижимости

Фонд государственного имущества Украины в результате совместной работы с общественными организациями в сфере недвижимости (риэлторов) и органами государственной власти обеспечил разработку законопроекта о брокерской (риэлторской) деятельности в сфере недвижимости. Законопроект разработан на выполнение Первого вице-премьер-министра Украины – Министра экономического развития и торговли Украины С. Кубива. Для разработки законопроекта приказом Фонда государственного имущества была создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли представители общественных организаций, в частности: ФИАБСИ – Украина, Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины, Союза специалистов по недвижимому имуществу Украины, Профессиональной ассоциации риэлторов и сертифицированных аналитиков, а также представители органов государственной власти – Минэкономики, Госфинмониторинга, АМКУ.

Законопроект разработан с целью формирования действенной системы государственного и общественного регулирования риэлторской деятельности, им определены четкие критерии профессиональной деятельности на рынке недвижимости и, как следствие, созданы правовые условия для осуществления деятельности организаций, обеспечивающих сопровождение операций купли-продажи (мены) и аренды недвижимости – риэлторов (брокеров по недвижимости).

На сегодня отсутствует любое законодательное регулирование указанной сферы деятельности, отсутствует единая нормативно-правовая база, которая бы устанавливала общие правила деятельности в этой сфере, а также не определены правовые последствия за нарушение законодательства. Это приводит к полному недоверию к специалистам в этой области, возникновению так называемых «серых» риэлторов, деятельность которых является мошенничеством.

Законопроект определяет основные законодательные основы для деятельности и развития риэлторской (брокерской) деятельности в Украине и повышение качества услуг в этой сфере.

При разработке законопроекта рабочей группой были приняты концептуальные решения, которые отображаются в положениях законопроекта:

1) термин «риэлтор» («риелтор») и производные от него слова и словосочетания в правовом поле Украины не может быть применен, поскольку такой термин является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей Национальной Ассоциации Риэлторов США. Учитывая указанное на заседаниях рабочей группы принято решение изменить название законопроекта на проект Закона Украины «О брокерской деятельности в сфере недвижимости»;

2) установление простых правил осуществления брокерской деятельности в сфере недвижимости;

3) определение прав участников рынка недвижимости и их обязанностей;

4) установление необходимости поддерживать уровень квалификации брокерами по недвижимости и агентами по недвижимости;

5) разграничение государственного и общественного регулирования брокерской деятельности в сфере недвижимости;

6) контроль со стороны государства за соблюдением субъектами брокерской деятельности и брокерами по недвижимости законодательства по вопросам брокерской деятельности в сфере недвижимости.

Согласно законопроекту проводить брокерскую деятельность в сфере недвижимости может только субъект брокерской деятельности. С целью получения такого статуса субъект хозяйствования должен соответствовать трем основным критериям:

иметь в штате хотя бы одного брокера по недвижимости или осуществлять деятельность как физическое лицо-предприниматель;

получить в Фонде государственного имущества Украины свидетельство на право занятия брокерской деятельностью в сфере недвижимости;

быть внесенным в Государственный реестр брокеров по недвижимости и субъектов брокерской деятельности.

Согласно нормам законопроекта участниками рынка недвижимости является субъект брокерской деятельности – субъект хозяйствования, брокер по недвижимости, агент по недвижимости, заказчики брокерские услуги в сфере недвижимости.

Законопроект устанавливает основу для повышения качества брокерской услуги в сфере недвижимости. По результатам работы рабочая группа пришла к соглашению о необходимости:

прохождения краткосрочного обучения физическим лицом, которое планирует работать агентом по недвижимости;

каждые три года подтверждать квалификацию брокера по недвижимости путем сдачи квалификационного экзамена.

Регулирование брокерской деятельности в сфере недвижимости согласно положениям законопроекта осуществляется в большей степени путем общественного регулирования, которое обеспечивается саморегулируемыми организациями брокеров по недвижимости и агентов по недвижимости.

Государственное регулирование брокерской деятельности будет заключаться в регистрации субъектов брокерской деятельности и брокеров по недвижимости в государственном реестре и выдачи соответствующих документов, которые будут предоставлять право указанным участникам рынка недвижимости предоставлять брокерские услуги. Также, согласно положениям законопроекта, государственное регулирование брокерской деятельности в сфере недвижимости будет осуществляться Фондом государственного имущества Украины путем обеспечения единой законодательной базы, которая будет определять общие правила осуществления брокерской деятельности в сфере недвижимости и аннулировании разрешительных документов в случае нарушения субъектами брокерской деятельности или брокерами с недвижимости указанного законодательства.

Контроль за деятельностью субъектов брокерской деятельности и брокеров по недвижимости будет осуществляться квалификационно-дисциплинарной комиссией. Фонд государственного имущества Украины как государственный регулятор будет обеспечивать реализацию принятых решений.

За нарушение брокером по недвижимости и (или) субъектом брокерской деятельности законодательства по вопросам брокерской деятельности к указанным участникам рынка недвижимости могут быть применены соответствующие дисциплинарные взыскания, в том числе: приостановление действия квалификационного сертификата брокера по недвижимости внеочередное подтверждения квалификации, прохождения обучения и аннулирования разрешительного документа.

Контроль за деятельностью агентов по недвижимости осуществляется саморегулируемыми организациями брокеров по недвижимости и агентов по недвижимости.

Также следует отметить, что законопроект содержит положения, определяющие правовые основы для взаимодействия брокеров по недвижимости (риэлторов) с субъектами хозяйствования, которые специализируются на размещении в сети Интернет информации о купле-продаже (аренде (наем)) недвижимости. Указанные положения обеспечат чистоту и прозрачность объявлений о купле-продаже (аренде (наем)) недвижимости, которые содержатся на веб-страницах в сети Интернет.

Следует обратить внимание, что законопроект вступает в силу не сразу с момента его официального опубликования, а через год. Указанный год необходим для реализации некоторых положений законопроекта. В этот период будут действовать переходные положения, позволяющие всем специалистам в этой сфере и субъектам хозяйствования, которые предоставляют брокерские (риэлторские) услуги в сфере недвижимости, работать на основании тех документов, которые у них есть на момент принятия Закона Украины «О брокерской деятельности в сфере недвижимости». В дальнейшем эти документы также будут действовать при условии предоставления соответствующей информации о таких документах в Фонд государственного имущества Украины.

Предложенный законопроект предлагается к рассмотрению с целью получения замечаний и предложений от физических, юридических лиц и их объединений. По результатам обработки замечаний и предложений законопроект будет доработан и окончательная редакция будет повторно опубликована на сайте Фонда государственного имущества Украины с целью проведения общественных консультаций.

Замечания и предложения к законопроекту просим присылать в бумажном виде на адрес Фонда государственного имущества Украины: ул. Генерала Алмазова, 18/9, г. Киев, 01133.

Законопроект